Уход за пандами в горном заповеднике Bifengxia

Во время своей первой поездки в Китай (образовательной) мне так и не довелось увидеть панд. Экскурсионная программа в Пекине была настолько насыщенной (Запретный город, Храм неба, площадь Тяньаньмэнь, Великая Китайская стена, рынок, ресторан пекинской утки), что на посещение зоопарка просто не осталось времени. Поэтому в следующую поездку в Китай я непременно решила встретиться с пандами. При этом не просто увидеть панд в зоопарке Пекина или Шанхая, а побывать в роли волонтера и поухаживать за этими очаровательными животными.

На самом деле стать волонтером и работать с пандами не так-то сложно. Существуют определенные коммерческие организации, которые предлагают различные программы волонтерства, среди которых спасение и реабилитация морских черепах на Мальдивах, помощь ленивцам и другим местным животным в Коста-Рике, забота и уход за некоторыми представителями дикой природы Австралии и другие. Все программы платные. Расходы включают обеспечение добровольцев жильем и продовольствием, обучение, контроль и меры предосторожности, а также определенные затраты, связанные с  успешным выполнением проектов. Часть вырученных средств идет на поддержание потребностей местных сообществ и инициатив.

В одной из таких организаций я и наткнулась на программу по уходу за большими пандами. Называть и рекламировать организацию здесь не стану. При желании вы и сами без труда отыщете нужную программу с помощью Google. А если вы еще к тому же и студент и ваша специальность связана с окружающей средой или зоологией, то можете попытаться получить грант или стипендию от университета на обеспечение поездки. В заповеднике мы встретились с китайской студенткой, которая именно таким образом и участвовала в программе. Кроме того, иногда организаторами устраиваются различные конкурсы, где в случае выигрыша все расходы по участию в программе берет на себя коммерческая организация. Ну и не стоит сбрасывать со счетов объявления о вакансии смотрителя за пандами, которые иногда «выстреливают» в Сети, где деньги за «работу мечты» будут платить уже вам. Спрос на такие «лакомые» вакансии ожидаемо невероятно велик, а шансы получить заветную должность ничтожно малы. Но кто знает, возможно, этим счастливчиком окажетесь именно вы.

К моменту планирования путешествия по Азии я уже 3 года как работала, поэтому рассчитывать на стипендии или льготы не могла. Тогда семидневная программа по уходу за пандами была сопоставима по стоимости с недельным отдыхом в хорошем отеле Турции по системе «все включено». К счастью, я неплохо зарабатывала и могла себе это позволить. В стоимость программы входили две ночи с завтраками в хостеле Mrs Panda Hostel, экскурсионная программа, обед и ужин в Чэнду, трансфер и входные билеты в научно-исследовательский центр по изучению и разведению больших панд в Чэнду, трансфер до базы Bifengxia Panda Base и обратно, проживание с питанием в общежитии на территории заповедника возле базы, униформа и пропуск на базу, консультации и обучение. Перелет в стоимость программы не входил, и участники должны были добираться до места самостоятельно. Но меня это не пугало, так как к тому моменту мы с мужем должны были уже находиться в Китае, а перелеты внутри страны недорогие.

Перед началом программы волонтерам необходимо подготовить некоторые документы: заполнить анкету участника программы, написать мотивационное письмо, ознакомиться и подписать форму страховой декларации — все на английском языке. А по прилету всем участникам программы нужно было пройти медицинский осмотр в клинике города Яань, но потом это требование отменили.

В Чэнду я прилетела из Куньмина в воскресенье, встретилась с куратором программы и заселилась в хостел. День был свободным и я довольно интересно его провела. На следующий день с самого утра мы всей командой отправились в научно-исследовательский центр Чэнду, где первый раз встретились с пандами, а после обеда все желающие отправились на обзорную экскурсию по городу. Что посмотреть и чем заняться в Чэнду, я рассказывала в отдельном посте. Информацию о научно-исследовательском центре можно найти там же. Вечером всех участников программы ожидал ужин в одном из ресторанов Чэнду, где мы познакомились с блюдами сычуаньской кухни, а заодно и раззнакомились друг с другом. Кроме меня, в программе принимали участие волонтеры из Великобритании, Швеции, Франции, Китая и Австралии.

На следующее утро мы отправились в заповедник по разведению и спасению гигантских панд Bifengxia, где должны были приступить к волонтерской работе. Bifengxia Panda Base расположена в 16 километрах от города Яань и в 3-х часах езды от Чэнду. База является филиалом Национального центра охраны и исследования больших панд Волонг. Изначально центр планировался как вспомогательный, но после землетрясения в мае 2008 года около 40 гигантских панд были эвакуированы из Волонга на базу Bifengxia, где обрели свой дом. Заповедник находится в живописной горной местности, окруженной густыми лесами и многочисленными водопадами. Здесь посетители могут увидеть панд в наиболее естественной среде, чем в центре по разведению панд в Чэнду. На базе панды обучаются в имитируемых диких условиях и возвращаются на волю, как только исследования показывают, что они достаточно приспособлены для того, чтобы выживать в дикой природе.

Заповедник Bifengxia Panda Base (вход)

По приезде нас заселили в общежитие — по 2-3 человека в комнату. Я делила комнату с молодой шведкой примерно равного со мной возраста. Обустройство номера было минимальным. Радовало, что в номере были свой душ и туалет. Отопления не было, но были электрические одеяла, опыт использования которых у меня имелся после поездки на рисовые террасы.

После заселения мы отправились на базу. Она находилась всего в 5 минутах ходьбы от хостела. Первым делом нам провели экскурсию по заповеднику и показали всех его обитателей от мала до велика. Территория заповедника огромная и разделена на несколько зон:  гора Леопарда, гора Нового Леопарда, Bai Xiong Ping, Bi Tang (карантинная зона), детский сад и питомник, племенной центр с 14 вольерами, исследовательский центр и больница. Ограждения большие с внутренней и наружной зонами. В настоящее время в Bifengxia насчитывается 58 корпусов. Центр играет ведущую роль в выживании гигантской панды.

Детский сад для детенышей панд

После экскурсии мы подписали все необходимые документы, ознакомились с правилами и распорядком дня, получили специальную форму волонтера (напомнила мне костюмы охотников за привидениями из одноименного фильма) и инструкции на следующий день.

Униформа панда-волонтера

Обедали мы в хостеле, а после обеда отправились на экскурсию в Национальный парк Bifeng Valley, который был расположен поблизости. В парке было множество водопадов и других интересных объектов. Гуляли до самого ужина.

Водопады в Bifeng Valley

На следующий день мы встали в 7 утра, позавтракали и уже в 8 утра были на базе. Там нас разбили на группы по 5 человек. За каждой группой закрепили куратора и определенное место работы. Со мной в группе были шведка (соседка по комнате), парень и девушка из Швеции, которые решили попутешествовать после окончания школы, и австралийка, которая была чуть старше меня и с которой мы сразу же нашли общий язык. Куратором оказалась милая дружелюбная девушка, которая неплохо говорила по-английски и с удовольствием отвечала на все наши вопросы.

Наша группа вместе с куратором

Она показала нам корпус, где находились «наши» панды. Их было трое: две девочки и мальчик. Имен всех уже не припомню, но мальчика, если не ошибаюсь, звали Lo Sheng. В наши обязанности входили: ежедневная уборка клеток и вольеров с пандами, приготовление бамбука (очистка и взвешивание свежего бамбука), кормление панд морковью и специальным хлебом — «панда-кейком».

Панда Lo Sheng в вольере

Каждый день мы вставали в 7 утра, завтракали и шли на базу. Температура в горах была намного ниже, чем в Чэнду, и по утрам нередко опускалась до -2 °С. Поэтому я надевала на себя все теплые вещи, которые только у меня имелись, и поверх всего этого —униформу, а с собой брала термокружку с горячим чаем. К тому же по утрам было довольно туманно и сыро, и мои кроссовки, которые с трудом перенесли путешествие по семи странам (а к Китаю стали и вовсе разваливаться), пришлось заменить на красные резиновые сапожки, которые мне любезно предоставили в хостеле. До рабочего места нужно было идти около двух километров в гору. И это по нескольку раз в день.

Дорога в заповеднике, ведущая к корпусам

При желании до корпусов можно было подъезжать на специальных микроавтобусах, на которых возят посетителей по территории заповедника. Так делали наши товарищи из другой группы. Но в моей группе все оказались спортивными, и мы всегда ходили пешком. Несмотря на холод, прогулка всегда была в радость и сопровождалась приятным общением. Суммарно мы проходили где-то по 10 километров в день.

Микроавтобусы, на которых возят посетителей заповедника

Придя к нашему корпусу, мы первым делом здоровались с пандами, получали указания от куратора и лишь затем принимались за уборку вольеров. Очищать вольеры приходилось от бамбуковых веток и листьев, остатков пищи, фекалий и прочего мусора. Не могу сказать, что эта работа была пыльная или тяжелая. Убирали мы в перчатках, с вениками и совками, а иногда собирали ветки руками, так как это было быстрее. Поскольку панды питаются в основном растительной пищей, то вони или неприятного запаха в вольерах не было. После уборки вольеров мы принимались чистить клетки, которые также прибирали от грязи и мусора, а затем мыли водой из шланга. На уборку трех вольеров и клеток впятером у нас ежедневно уходило около часа.

Уборка вольеров

Тяжелее всего было подготавливать бамбук. Вот здесь по-настоящему нужна была физическая сила. Стволы бамбука нужно было разбивать о землю до тех пор, пока они не трескались и не становились мягкими. При этом не весь бамбук для этих целей подходил, и его необходимо было сортировать.

С охапкой бамбука

Разбивать бамбук у меня получалось не всегда (стволы очень тяжелые), тогда на помощь приходил кто-то из товарищей. Готовый бамбук мы относили в вольеры к пандам.

Подготавливаем бамбук

После этого у нас оставалось некоторое время до очередного кормления, и мы, чтобы не возвращаться в хостел, гуляли по территории заповедника, смотрели документальные фильмы, которые целый день показывали на большом экране, установленном на главной площади, ходили наблюдать за детенышами панд в детском саду.

Экран, установленный на площади в заповеднике

Детеныши панд в детском саду

К 12 часам мы возвращались обратно в корпус, чтобы покормить панд морковью и «панда-кейком» — специальным хлебом на основе бамбука, который мы тщательно отмеряли и взвешивали, чтобы дать строго определенное количество этого десерта. Кормили из рук, соблюдая при этом все необходимые меры предосторожности. Все же большая панда — это по сути тот же медведь (пусть и бамбуковый), у которого имеются не менее мощные зубы и острые когти.

Панда за едой

Обедать мы ходили в хостел, а затем к 14 часам снова возвращались на базу, чтобы угостить своих подопечных очередной порцией «панда-кейка» и дать им что-нибудь вкусненькое типа яблок или побегов бамбука. Это было время общения с пандами. Уже на второй день у каждого из группы появились свои любимцы, у клеток которых мы проводили время. Панд можно самостоятельно кормить, разговаривать с ними, гладить и фотографировать. А вот подержать панд на руках не удастся, как ни  проси (об этом нас предупредили еще на этапе, когда мы подавали заявку). Ну и само собой, запрещается выпускать панд из вольеров!

Панда поедает побеги бамбука

Перед ужином у нас, как правило, было свободное время, которое мы использовали, чтобы купить сувениры (возле базы был небольшой рыночек), посмотреть фильмы или поиграть в игры в общей комнате, посетить уроки китайского языка, которые проводились при хостеле усилиями кураторов программы.

Кормили нас вкусно, но без изысков. Завтрак был очень простым и состоял из рисовой водянистой каши, паровых булочек, чая, хлеба и джема. На обед и ужин подавали типичные китайские блюда с гарниром в виде риса, который можно было брать в неограниченном количестве. В основном все блюда были вегетарианскими и представляли собой овощи, приготовленные различными способами и под разными соусами. Иногда в эти блюда входили мелко нарезанные кусочки мяса. А в один из дней у нас был мастер-класс по приготовлению китайских пельменей. Тесто было стандартным, а в качестве начинки использовались яйца и зеленый лук. Все пельмени, сделанные нами на мастер-классе, отварили и подали на ужин.

Один раз вместо ужина мы отправились в город Яань, который находился всего в 16 километрах от базы. Ехали туда на такси. Сначала погуляли по торговому центру, а затем отправились ужинать в ресторан, где заказали традиционный китайский хот-пот. «Горячий котелок» — это не столько блюдо, сколько способ приготовления пищи и приятного времяпрепровождения с друзьями. Готовится хот-пот очень просто: на плиту или на небольшую печку с углями ставится котел со специальным бульоном, как правило, острым. К этому бульону заказывают, в зависимости от предпочтений, порезанные тонкими пластинками мясо, овощи, корнеплоды, грибы, лапшу, морепродукты — словом, все, что душе угодно. Когда бульон закипает, заготовленные продукты бросаются в котел, варятся прямо на столе и тут же съедаются. Процесс варки и поедания — одновременный и непрерывный. Бульон у нас получился очень наваристым, при этом мы заранее попросили сделать его не острым, а еда из котла оказалась очень вкусной и, главное, полезной, так как ингредиенты не подвергались жарке, как это часто бывает в других китайских блюдах. В итоге мы очень хорошо провели время в ресторане: вкусно покушали и заодно развлеклись за приготовлением пищи.

Город Яань

После ужина все, как правило, расходились по номерам или собирались в общей комнате, чтобы посмотреть фильмы, пообщаться или поиграть. Забравшись в теплую постель (электрическое одеяло я включала заранее, чтобы она нагрелась), мне не хотелось уже куда-то из нее вылазить и иногда я просто оставалась в номере, чтобы почитать книгу.

В последний вечер (вечер пятницы) мы всей командой отправились в бар, который находился неподалеку от хостела. Там все общались, слушали музыку, пили пиво и коктейли, пели и танцевали. Куратор волонтерской программы отрывалась вместе с нами. Хозяин бара, молодой человек по имени Tom, был очень общительным и дружелюбным. На протяжении вечера он всех фотографировал, а затем попросил каждого оставить свои контакты, чтобы он смог прислать фотографии.

Фотография из бара

Завершилась наша волонтерская программу в субботу, где все участники, обменявшись контактами друг с другом, отправились кто в аэропорт, а кто обратно в Чэнду. Пара из Швеции осталась еще на одну неделю в заповеднике, чтобы продолжить ухаживать за пандами. По окончании программы всем участникам выдали сертификаты, подтверждающие волонтерство на базе, и памятные сувениры (журнал, открытки, значок волонтера).

Для меня участие в программе — это прежде всего уникальный и бесценный опыт, который вряд ли может с чем-нибудь сравниться. До этого подобного опыта участия в такого рода программах, образовательных и в то же время благотворительных, у меня не было, но теперь я знаю, что это такое, и могу делиться этой информацией с другими. Программа по уходу за пандами — это в первую очередь общение: общение с единомышленниками, общение с волонтерами из разных стран мира, общение с дикой природой. Безусловно для участия в программе нужно очень любить панд, но одного этого недостаточно. Нужно иметь активную жизненную позицию, быть ответственным, терпеливым и выносливым. Приехать просто для того, чтобы «have fun», не выйдет. Нужно четко понимать и осознавать, для чего вы это делаете.

Спустя полгода после моего участия в программе Международный союз охраны природы перевел больших панд в Красной книге из разряда вымирающих в уязвимые. Это сало возможно благодаря совместным усилиям правительства КНР, местных сообществ, научно-исследовательских центров и заповедников по разведению панд, коммерческих и некоммерческих организаций, спонсоров, волонтеров. Возможно, в этом есть и моя заслуга (пусть и минимальная) и заслуга таких же ребят, как я.