Чэнду — о пандах и не только

Чэнду — столица провинции Сычуань и родина больших панд. Поэтому если вы также, как и я, неравнодушны к этим очаровательным «ребятам», то вам обязательно сюда.

В Чэнду я прилетела в воскресенье — за день до начала программы по уходу за пандами. По прилету в аэропорту меня встретила куратор волонтерской программы, с которой мы приятно побеседовали,  дожидаясь еще одну участницу — из Великобритании. Цзин отлично говорила по-английски. Рассказала, что, как и все, учила английский в школе. На мой вопрос, почему тогда остальные знают его не так хорошо, ответила, что, видимо, плохо учились. По этой логике выходило, что Цзин была отличницей.

Дождавшись англичанку, мы отправились в хостел. Для любителей панд лучше хостела, чем Mrs Panda Hostel, не придумать. Автобус, идущий из аэропорта в город, останавливается буквально в ста метрах от гостиницы. Рядом с хостелом расположена река, по дорожке вдоль которой всего за 5 минут можно дойти до ближайшей станции метро. В одной остановке от нее находится главная площадь Чэнду — Tianfu Square — и торговые центры. Хостел довольно симпатичный. Есть как отдельные номера, так и просто койки в общем номере. Оформлены все номера просто, но с китайскими элементами в декоре, а на рецепции и в холле гостей встречают плюшевые панды. На первом этаже есть небольшой уютный бар, где за бутылочкой холодного Tsingdao по вечерам любят cобираться постояльцы.

В фойе Mrs Panda Hostel

Меня поселили в стандартный трехместный номер со шкафчиками, закрывающимися на ключ, общими душевыми и туалетом. Англичанка сказала, что очень устала с дороги и будет весь день высыпаться. Второй соседки (китаянки) в номере не было. Я кинула вещи, сходила в душ, переоделась в более легкую одежду (на улице было тепло) и отправилась знакомиться с городом. Официальные мероприятия начинались только завтра, и день был полностью свободным — можно было провести его так, как пожелаешь.

Первым делом я отправилась в фирменный магазин Nikon, расположенный в Times Didital Building (увидела его еще из окна автобуса по дороге в хостел), чтобы купить аккумуляторную батарею для фотоаппарата. Родную мы забыли в хостеле на рисовых террасах. До торгового центра можно было подъехать на метро (одну остановку) или дойти пешком. Я решила прогуляться.

Чэнду — это современный деловой город с небоскребами, крупнейшими финансовыми учреждениями, фешенебельными отелями и дорогими бутиками. Нередко в городе можно увидеть скульптурные композиции с пандами — такие, как, например, перед торговым центром Raffles City (на заглавном фото). О том, что вы на родине больших панд, напоминают и многочисленные изображения этих животных на плакатах и рекламных щитах, а в заведениях общепита можно встретить рисовые пирожки и мороженое в виде черно-белых мишек.

Купив батарею, я прошлась по магазинам, перекусила. В торговом центре оказалось много интересной (на удивление западной) еды, шикарных десертов и прочих вкусностей. Хотела прикупить себе немного обновок к весне, но в Raffles магазины оказались недешевыми, а у меня был ограниченный бюджет, который следовало равномерно распределить на всю предстоящую неделю. Тогда у меня возникла идея, что можно подстричься и таким образом обновиться к весне. Волосы после жарких стран были высушенными, а после террас еще и спутанными — их нужно было срочно восстанавливать. Однако специально искать парикмахерскую я не стала. Решила, что если вдруг увижу по пути, тогда и зайду.

После Raffles я отправилась посмотреть на знаменитый Сычуаньский университет, точнее на один из его кампусов, который находился поблизости, — Huaxi Campus. Территория студенческого городка огромная, ухоженная, зеленая. Очень много спортивных площадок, есть даже свой футбольный стадион. Заглянула в университетский дворик, прошлась мимо общежитий, где из открытых окон выглядывали довольные студенты (день был выходным), полюбовалась старинной архитектурой учебных корпусов.

Сычуаньский университет (Huaxi Campus)

Обратно в хостел я возвращалась по улице Daxue Road, что дословно переводится как университетская. На улице много магазинчиков, лечебных учреждений, кафе и ресторанов с блюдами сычуаньской кухни. В одном из них мы на следующий день ужинали всей нашей волонтерской командой. На этой улице я и обнаружила парикмахерскую и остановилась у входа в раздумье: заходить или нет? Возможно, я бы так и не осмелилась зайти, если бы молодой человек у входа на английском не спросил: «Сut or paint»? «Сut», — ответила я и глазом не успела моргнуть, как уже другой паренек, появившийся из ниоткуда (видимо, его ассистент), усадил меня в кресло и приступил к мытью головы. Я поинтересовалась о цене. Всего около 6 $. «Недурно», — подумала я и стала показывать, какую длину оставить. Это был первый раз, когда я стриглась у мужчины. Полученным результатом я осталась весьма довольна. Еще бы, за такую-то цену! В Минске стрижка на длинные волосы даже в самом захудалом салоне обошлась бы мне в разы дороже.

Дальше по улице я наткнулась на кафе с барбекю и уже не смогла пройти мимо. Я заказала ассорти из шашлычков (мясные, овощные, с тофу) и бутылочку пива. Завершить этот теплый вечер я решила прогулкой по набережной. Довольная тем, как прошел мой первый день в новом городе, сытая и с новой прической, я вернулась в хостел. Англичанка все еще спала. Китаянка вернулась и тоже спала. И мне ничего не оставалось, кроме как тоже лечь спать.

На следующее утро мы всей нашей группой встретились с куратором за завтраком, который подавали в ресторане соседнего с хостелом отеля Chengdu Traffic Hotel. Это был традиционный китайский крестьянский завтрак, который состоял из рисовой каши на воде, вареных яиц и пресных паровых булочек с маринованными овощами в качестве приправы к ним. Англичанкам завтрак пришелся не по душе, а я за неделю пребывания в Китае уже привыкла к таким и не представляла свое утро иначе. После завтрака мы отправились в научно-исследовательский центр по изучению и разведению больших панд (Chengdu Research Base of Giant Panda Breeding). Трансфер и входные билеты уже были оплачены. Однако добраться до заповедника можно и самостоятельно.

Центр по разведению панд находится сразу за кольцевой дорогой, опоясывающей Чэнду. Удобнее всего до него добираться от Северного железнодорожного вокзала Чэнду (Chengdu North Railway Station): сначала на автобусе № 9 до остановки Зоопарк, а затем на автобусе № 87 или № 198 до Центра панд. Дорога займет около полутора часов. Проще и быстрее доехать на такси. Из центра города обойдется примерно в 50 юаней. Вход в питомник стоит чуть меньше 10 $.

Вход в научно-исследовательский центр

Заповедник работает круглый год с 07:30 до 18:00. Однако приезжать лучше с самого утра, чтобы застать кормление. В это время панды наиболее подвижны и активны, а к полудню, вдоволь насытившись  бамбуком, обычно укладываются спать. Исследовательский центр очень большой, чтобы посетить все вольеры, уйдет полдня. Территория парка разбита на несколько зон: музеи, инфопункты, реабилитационный центр для пострадавших животных и вольеры для панд разного возраста. Есть также образовательный центр, кинотеатр, где показывают документальные фильмы о пандах, кафе и сувенирные магазины.

Скульптура на территории парка

Мы приехали в заповедник к десяти утра и застали панд за любимым занятием — поеданием бамбука. Людей в начале марта было немного. Получив на образовательной станции всю необходимую информацию о популяции (в виде аудио и печатных материалов), мы отправились знакомиться с питомцами. Их в заповеднике чуть больше 100. У каждого вольера с пандами можно зависнуть на час — нет ничего увлекательнее, чем смотреть, как черно-белые мишки уплетают бамбук.

Семейка панд, поедающая бамбук

Они же ближе

Но очаровательнее всех детеныши панд. В милоте им нет равных.

Сколько детенышей панд насчитаете здесь вы?

Малыши на деревьях

Панда-малыш на ветке

Кроме больших панд, в исследовательском центре есть и малые (или красные) панды. И если больших панд мы неоднократно видели по телевизору, в книгах и журналах, в популярных роликах на YouTube, то малых панд я увидела впервые. И, честно признаюсь, произвели они на меня не меньшее впечатление.

Малая панда

Малые панды оказались в разы подвижнее и активнее своих больших собратьев. Размером они немного крупнее кошки и имеют ярко-рыжий окрас. Через небольшие дырочки в заборе красные панды вылазили из своих вольеров и бегали по пешеходным тропинкам среди посетителей. И были настолько шустрыми и неуловимыми, что их почти невозможно было поймать в объектив камеры.

Малая панда гуляет по пешеходным дорожкам

Удачно удалось их запечатлеть только тогда, когда они вернулись в вольеры, чтобы покормиться своим любимым лакомством — спелой оранжевой тыквой.

Малая панда за кормлением

Несмотря на комфорт, созданный для панд в этом центре, условия все же далеки от реальных. Более уединенную жизнь бамбуковые медведи ведут в горном заповеднике Dujiangyan, а также в Bifengxia Panda Base, который является филиалом Национального центра охраны и исследования больших панд Волонг. Именно в последний мы и отправились на следующий день, чтобы наконец приступить к своей волонтерской миссии.

На фоне вольера с детенышами панд

Что еще посмотреть в Чэнду

Площадь Тянфу

Самая большая и центральная площадь Чэнду. Находится на одноименной станции метро. Прийти сюда стоит хотя бы для того, чтобы не забыть в какой «свободной» стране вы пребываете — столько стражей порядка в одном месте, причем самых разных мастей (в форме и без формы, в касках и со щитами, с собаками, на сигвеях), мы еще нигде не встречали.

Народный парк (People’s Park)

Это то место в городе, где местные жители встречаются, чтобы пообщаться, позаниматься гимнастикой, поиграть в шахматы, послушать музыку и потанцевать. От площади Тянфу до парка можно дойти пешком. В парке много растительности, играют музыканты, в западной части расположены аттракционы для детей. Есть в парке и небольшое озеро, возле которого разместились чайные домики, где можно отведать вкусного китайского чаю. Уже ради одного этого стоит заглянуть в парк.

Чайная композиция в Народном парке

Еще в парке можно встретить очень интересного мужчину, который большой кистью, смоченной в ведре воды, пишет каллиграфическим почерком на тротуарной плитке фразы на самых разных языках мира.

Мужчина, пишущий на разных языках в парке

Услышав, что мы говорим по-русски, написал для нас на родном языке. Были в парке два раза и оба раза застали его там.

Надписи на тротуарной плитке

Также на деревьях можно увидеть прикрепленные к веткам листы формата А4 (в полиэтиленовых пакетах) с написанным от руки текстом. Таким образом местные жители рассказывают о себе, если желают завести знакомства, а под текстом обязательно оставляют свой номер телефона. Такой вот необычный и романтичный способ познакомиться в 21-м веке — «социальные сети» для старшего поколения.

Это три переулка с параллельным расположением: переулок Куаньсянцзы, переулок Чжайсянцзы и переулок Цзинсянцзы — вместе с жилыми пристройками они образуют культурно-исторический район Куаньчжайсянцзы (Kuanzhaixiangzi), воспроизводящий улицы Цинской династии. Очень туристическое место. Этакая смесь традиционных китайских развлечений и уличной еды. Девушки в шелковых платьях играют на гуслях, ремесленники трудятся над своими шедеврами, актеры в масках и традиционных китайских костюмах развлекают народ. На улицах полно баров, кафе, чайных, скульптурных композиций и мест для фотографирования. От Народного парка сюда можно дойти пешком. Для этого необходимо выйти через северные ворота и пройти квартал по Changshun Upper Street, а затем повернуть налево. По пути не примените заглянуть в Panda Post Office, чтобы отправить открытку с пандами друзьям.

Улица Цзиньли

Еще одна туристическая улица Чэнду. И если район Куаньчжайсянцзы это в основном новодел, то улица Цзиньли по-настоящему древняя. Это одна из старейших улиц Чэнду, история которой началась еще до нашей эры. Она и по сей день остается торговой, какою была во времена Великого шелкового пути. Только продают теперь на ней дешевые китайские сувениры и популярные угощения. Улица коротка, но полна очарования. Наиболее привлекательна она в вечернее время, когда повсюду загораются китайские фонарики. Найти старинную улицу на деле оказалось не так-то просто. Ориентир — Wuhouci Street, за мемориальным храмом Ухоу. Идти на музыку и огни.

Улица Цзиньли вечером

Гигантский Будда в Лэшане

На самом деле статуя Гигантского Будды находится не в Чэнду, но всего в полутора часах езды от него. Мы не могли этим не воспользоваться и в самый последний день пребывания в городе (перед отъездом в Сиань на ночном поезде) отправились смотреть на Будду.

Лицом к лицу с Большим Буддой

Статуя Будды Майтрейи в Лэшане — одна из самых высоких статуй Будды в мире, которая на протяжении более тысячи лет, являлась еще и самым высоким скульптурным произведением. Высота статуи — 71 метр. Тело Будды высечено в скале горы Линъюньшань — в священном месте, где сливаются три крупнейшие реки провинции Сычуань. Работы по возведению гиганта длились 90 лет.

Статуя Гигантского Будды в Лэшане

Ехать к Будде лучше всего от южного железнодорожного вокзала (Chengdu South Railway Station), до которого можно добраться на метро. В кассе следует купить билет до станции Leshan. На поезде ехать около часа. По прибытии справа от выхода будет виден автовокзал. Нужен автобус № 3. Он и привезет вас прямиком к парку Большого Будды. Ехать практически до конца. Остановку пропустить сложно, так как там выходит большинство. Но на всякий случай решили переспросить, здесь ли находится Dafo, что переводится с китайского как «большой Будда».

Входной билет в парк стоит 90 юаней. Кроме самого Будды, в парке множество различных скульптур, павильонов, храмов, гробниц, беседок, гротов, лесенок и приятных тропинок вдоль реки.

Беседка в парке Большого Будды

Мы сначала немного прогулялись по парку, а затем уже стали спускаться к Будде. Узкая дорожка с множеством ступеней начинается на уровне головы Будды и параллельно туловищу ведет к самым ступням.

Голова Будды и лестница вниз

По бокам от Будды в скале высечены каменные изображения бодхисаттв, которые заслуживают не меньшего внимания.

Статуи бодхисаттв в стене

В самом низу можно попытаться сфотографировать Будду в полный рост или сделать селфи. Выход по такой же узкой тропике со ступенями вверх. Организуются также речные экскурсии на катерах, чтобы посмотреть на Будду с воды в полный рост. Мы не брали, а только спустились и поднялись.

Гигантский Будда (вид снизу)

Неподалеку от парка Большого Будды на горе Ую находится храм Wuyou. Место это очень приятное, тихое, там практически нет туристов. Чтобы туда попасть, нужно от Гигантского Будды пойти налево по дорожке вдоль реки, пройти через рыбацкую деревушку (заодно там можно и пообедать в одном из многочисленных однотипных ресторанчиков), перейти реку по мосту, а затем подняться по горной тропинке вверх. Прогулка туда-обратно займет около часа.

Дорожка вдоль реки

Рыбацкая деревушка

Мост к храму Wuyou

Монастырский дворик

Сам мост старинный и очень живописный. В середине марта, когда мы там оказались, на обоих берегах реки цвел рапс, и мост вместе с отражением в воде выглядел так, словно был нарисован на картине. Очарованные внезапно открывшейся красотой, мы остановились, чтобы перевести дух и сделать несколько снимков. Увиденное, признаюсь, произвело на нас не меньшее впечатление, чем и сам Гигантский Будда.